Общение с плохослышащими

Что нужно учитывать при общении с пользователем слуховых аппаратов?
Снижение слуха негативно сказывается на многих аспектах жизни человека. И, в первую очередь, это касается возможности полноценно общаться с другими людьми. При этом практически каждый человек нуждается в общении. При его отсутствии появляются психологические проблемы, депрессия. Общение со слабослышащим человеком имеет свои особенности, которые обязательно следует учитывать. Это позволит избежать недопонимания и дискомфорта.

Решают ли проблему слуховые аппараты?
Вопреки распространенному мнению, слуховые аппараты зачастую не способны в полной мере устранить проблемы слабослышащих людей. Они неплохо подойдут в качестве вспомогательного средства, но ограничения по восприятию звуковой информации всё равно остаются. Пользователи слуховых аппаратов слышат мир не совсем так, как те, у кого нет проблем со слухом. Изменяются не только окружающие звуки, но и голос самого пользователя. Требуется время, чтобы привыкнуть к искажениям, что, конечно, является стрессом. В этот период важно поддержать человека психологически.

Что надо учитывать при общении с пользователем слуховых аппаратов?
Чтобы ваше общение со слабослышащим человеком не было в тягость, ни для Вас, ни для него, всегда имейте в виду следующие моменты.

1. При наличии серьёзных проблем со слухом человек вынужден, в качестве компенсации, шире использовать возможности других органов чувств. Очень часто пользователи слуховых аппаратов научаются читать по губам. Поэтому при разговоре со слабослышащим человеком всегда поворачивайтесь к нему лицом, называя его по имени. Если позволяет ситуация, используйте, при необходимости, тактильный контакт.

2. Большое значение имеет и расстояние до собеседника. Дело в том, что с ростом расстояния громкость голоса быстро уменьшается. Поэтому, что бы пользователь слухового аппарата мог бы Вас отчетливо слышать, расстояние между ним и вами должно быть минимальным. В противном случае, легко может возникнуть недопонимание.

3. Говорите громко, но без крика, и не надрываясь. Именно отчётливость произношения зачастую бывает даже важнее, чем громкость. Оптимальным вариантом для слабослышащего человека будет медленная и отчётливая речь. Если же Вы будете кричать, то и Вам, и вашему собеседнику, будет неприятно. К тому же, крик напрягает, и есть риск посадить голос.

4. Люди с ослабленным слухом воспринимают человеческую речь не совсем так, как остальные. Слуховая система может перестать воспринимать отдельные типы звуков, либо начинает спутывать одни звуки с другими. В результате, некоторые слова человек может просто не понять, а это отразится и на понимании всего предложения. Если Вы заметили, что собеседник вас не понял, попытайтесь высказать свою мысль, другими словами. Представьте, что человек, с которым Вы общаетесь, плохо знает ваш язык.

5. Для пользователя слуховым аппаратом большое значение имеет общий окружающий звуковой фон. Наличие различных шумов снижает возможности слабослышащего человека понимать речь. Такие люди не могут полноценно разговаривать на шумной вечеринке и в других местах с большим количеством звуков. В таких ситуациях они вынуждены отказываться от общения. Поэтому, если есть возможность, попытайтесь обеспечить в помещении тишину. К примеру, можно выключить бесцельно играющий радиоприёмник или телевизор. Либо выйти за пределы зоны действия шумов, и уже там начать беседу.

Какой должна быть психологическая поддержка?
Ухудшение слуха может стать причиной самоизоляции, одиночества, депрессивных расстройств. Что бы этого не произошло, необходимы меры по психологической поддержке. Необходимо сделать всё возможное для достижения полноценного контакта и взаимопонимания. И, если есть возможность обратиться к специалисту по психологическим проблемам, это стоит сделать.